Конусы обитают в теплых тропических морских водах, но некоторые виды живут и в высоких широтах. Морские улитки конусы охотятся ночью, а днем прячутся в песке. Они охотятся на других моллюсков, морских червей, иногда ракообразных и даже рыб.
Конусы для охоты используют уникальный и своеобразный выстреливающий зуб-гарпун, заполненный ядом. В ротовом аппарате конусов (радуле) имеется два ряда зубов. Один зуб видоизменился в заостренный гарпун, снабженный острыми направленными назад шипами. При обнаружении добычи этот гарпун выходит из глотки конуса в хобот и зажимается на его конце. Полость гарпуна заполняется секретом ядовитой железы. Когда конус приближается к своей жертве, этот гарпун выстреливает в нее и парализует.
Всего науке известно около 500 видов конусов, у каждого свой вариант расцветки и уникального узора на конусообразной раковине. Такие раковины высоко ценятся коллекционерами, но славу эти морские улитки заслужили своим ядом, который они могут применить не только для охоты, но и для защиты, в том числе и от человека.
Укус некоторых видов конусов, в частности, вида Conus geographus и Conus textile, является смертельно опасным для человека. По статистике, ежегодно в Тихом океане от нападения акулы погибает один человек, а от укуса конуса — два-три. Один из двух случаев укола шипом конуса заканчивается для человека смертью.
Такие случаи происходят, когда беспечные туристы, привлеченные красотой раковины улитки, пытаются взять ее в руки, а конус в свою очередь защищается. Самыми опасными для человека считаются виды конусов, охотящиеся на рыбу. Будьте внимательны, ведь противоядия против укуса конуса не существует, лечение производится только симптоматическое.
В то же время яд многих видов конусов применяется в медицине. Из него добывают сильнодействующие обезболивающие, которые не вызывают привыкания. Вообще ученых в последнее время яд конусов заинтересовал и еще одной особенностью — даже у улиток одного вида, обитающих в одном и том же месте, яд по составу и воздействию может сильно отличаться. В природе у других ядовитых животных такого не наблюдается.