В конце XV — начале XVI столетий в Испании и некоторых других странах Европы ходили слухи о несметных сокровищах в Новом Свете. Среди тех, кто грезил мыслью завоевать Южную Америку, был и Франсиско Писарро. В 1502 году он отплыл на новый континент впервые, а по прибытии стал капитаном, а позже губернатором и маркизом города-поселения христиан Ураба.
После этого Писарро совершил еще две экспедиции в Новый Свет, а в третье плавание в 1531 году он уже ехал с твердым намерением завоевать империю Инков и с официальным документом от короля Испании, разрешающим завоевывать новые провинции.
В сражении близ города Кахамарка 16 ноября 1532 года Писарро со своим отрядом в 168 человек одержал победу над превосходившим по количеству войском Атауальпы. Были убиты более 20 тысяч инков-воинов, а Писарро не потерял ни одного солдата. В плен к испанскому завоевателю попал сам император Инков.
После этого инки предложили Писарро знаменитый выкуп в обмен на освобождение императора. Выкуп составили разнообразные изделия из золота и серебра, которые многие народы и цивилизации Южной Америки, в том числе и инки, собирали и создавали на протяжении многих столетий.
Жизнь правителя обошлась инкам очень дорого. По подсчетам экспертов, выкуп в физическом выражении составил 5993 кг золота и почти вдвое больше серебра. Испанцы решили переплавить золото, весь процесс продолжался с 13 мая по 18 июня 1533 года. Уникальные сокровища коренных южноамериканских народов были уничтожены и переплавлены в слитки.
Инки заплатили выкуп Атауальпы, который Писарро распределил между собой, тремя своими братьями и еще четырьмя конкистадорами, а также солдатами. Часть сокровищ получила католическая церковь, и лишь 8% составила королевская подать, хотя изначально перед завоеванием Писарро договаривался о 20% подати. Показательно, что в получателях не значился сам испанский монарх.
Свое слово Писарро не сдержал и не только не освободил Атауальпу, но и казнил его. По сохранившимся свидетельствам солдат Писарро известно, что алчный конкистадор-завоеватель на этом не остановился и отдал приказы убить огромное количество индейцев, полководцев и родственников самого императора, а также более 20 тысяч воинов инков.
Однако «проклятое» золото инков не принесло счастья его получателям. Большинство конкистадоров, получивших долю выкупа Атауальпы, погибли насильственной смертью от рук индейцев или в междоусобных войнах между самими испанцами. Испанский монарх потратил золото на уплату долгов и на множество военных кампаний в Европе. Такой приток драгоценных металлов вызвал небывалую инфляцию.
Согласно Сьесу де Леону, только за 20 лет с 1541 по 1560 годы испанцы вывезли более 500 тонн золота из империи Инков, и это не считая несметных сокровищ других коренных народов континента, которые захватили как испанцы, так и другие европейцы. Например, вывоз Писарро сокровищ, составивших половину выкупа Атауальпы из столицы империи Инков города Куско или вывоз сокровищ народа чибча-муисков с территории Колумбии конкистадором Гонсало Хименесом де Кесадой. После этого возникает закономерное предположение: сегодня страны Южной Америки не считаются развитыми, как страны Европы, но все могло бы быть иначе, если бы коренные народы этого континента сохранили свои богатства и не были разграблены.