Американский художник, дизайнер, продюсер, кинорежиссер, писатель, коллекционер и издатель Энди Уорхол (настоящее имя — Эндрю Вархола) имел словацкое происхождение. Он родился в Питтсбурге (штат Пенсильвания, США), но его родители были родом из Словакии. Этот человек с непростой судьбой создал новое направление в искусстве, которое стало коммерческим поп-артом.
Художественный стиль Энди Уорхола, по его признанию, сформировался у него в детстве. В третьем классе он заболел хореей Сиденгама (синдром, характеризующийся отрывистыми, беспорядочными, нерегулярными гротескными и вычурными движениями и мимикой), большую часть времени был прикован к постели и стал изгоем среди сверстников. Именно в этот период он коротал часы в постели, рисуя, собирая фотографии кинозвезд и делая из них коллажи.
После получения образования в качестве графического дизайнера Уорхол работал оформителем витрин и рекламных плакатов, стал художником в модных изданиях Vogue, Harper's Bazaar и некоторых других, а в 1950 году испытал первый успех, нарисовав рекламные плакаты для обувной компании.
В 1952 году состоялась первая крупная выставка Уорхола в Нью-Йорке, принесшая ему популярность. В начале 1960-х годов он начал рисовать цикл произведений из серии изображений банок Coca-Cola и супа Campbell's. Изображение банки с рисово-томатным супом Кэмпбелл сегодня одно из самых узнаваемых произведений Уорхола, оно стало его своеобразной визитной карточкой.
Энди Уорхол был новатором, так как один из первых применил трафаретную печать для создания своих произведений искусства. В своих ранних шелкографиях он использовал собственноручно нарисованные изображения, но со временем художник стал стремиться к массовому тиражированию работ.
Уорхол внедрил инновационные технологии в процесс создания художественных образов и поставил искусство на коммерческую основу. Именно поэтому он и считается основателем коммерческого поп-арта. Для создания работ Энди Уорхол использовал свой уникальный на то время способ. На нейлоновую сетку, пропитанную фотоэмульсией, накладывался диапозитив, изображение засвечивалось и фотоэмульсия на сетке становилась нерастворимой пленкой. Так получалась матрица, которую накладывали на ткань или бумагу и наносили краски.
Таким способом Уорхол создал многие свои известные шедевры, в том числе яркие портреты Мэрилин Монро, Элизабет Тейлор, Мохаммеда Али, участников The Beatles, Эрнесто Че Гевары, Джейн Фонды, Ингрид Бергман, Майкла Джексона и многих других знаменитостей.
Энди Уорхол изображал на своих работах все, что в то время было популярным, да и он сам стал человеком-брендом. На его выставках посетители при виде художника разражались истериками и наперебой просили у него автографы, как будто он был не художником, а всемирно известной рок-звездой.
Стиль Энди Уорхола перевернул искусство того времени с ног на голову. Кто-то считал этого худощавого и задумчивого человека прагматиком и циником, кто-то был уверен, что для него нет ничего святого, кроме денег, кто-то с пристрастием искал ироничный подтекст в его картинах, книгах и фильмах, но никого его работы не оставляли равнодушным. Поставив творчество на конвейер производства и внедряя в жизнь свои революционные идеи, Уорхол и сегодня является одной из самых ярких персон в современном искусстве, прочно заняв почетное место в списке самых продаваемых художников в истории.