Гаю Юлию Цезарю удалось завоевать Галлию и расширить таким образом границы римского государства от берегов северной Атлантики и до территории современной Франции. Кроме того, Цезарь начал вторжение римлян на Британские острова. Его деятельность навсегда изменила культурную и политическую жизнь Западной Европы и оставила след на всех следующих поколениях европейцев.
Цезарь также начал широкомасштабное реформирование римского государства и общества. Он стремился централизовать власть в республике и хотел стать пожизненным диктатором. Многие монархи впоследствии хотели связать себя с его легендарной личностью, но сам Цезарь не достиг всех своих планов, так как был убит в результате заговора группы сенаторов-аристократов.
Идея свергнуть Цезаря пришла заговорщикам, возглавляемых Марком Юнием Брутом и Гаем Кассием Лонгином, когда в период гражданской войны Гай Юлий из военачальника превратился в повелителя Рима. Посредством убийства диктатора, правившего Римской республикой более четырех лет в таком качестве, заговорщики хотели вернуть былую власть сенату и освободить республику от царской власти. Брут, близкий друг и политический сторонник Цезаря, мать и по некоторым сведениям сестра которого состояли в любовной связи с Цезарем, не участвовал в разработке заговора. Сенаторы-заговорщики переманили его на свою сторону, привлекая таким образом на свою сторону многих римских аристократов.
Кассий и Брут собрали около 80 сторонников. На заседании сената 15 марта 44 года до н. э. заговорщикам подал знак Луций Тиллий Цимбер, сдернув с Цезаря тогу. Так как ни один из заговорщиков не захотел брать вину за убийство только на себя, сенаторы договорились, что каждый должен будет нанести Цезарю хотя бы один удар. В результате Гай Юлий скончался от 23-х колотых ранений, нанесенных стилосами, металлическими или костяными инструментами около 15 см в длину, использовавшимися для письма на восковых табличках.
По легенде, увидев среди заговорщиков Брута, Цезарь произнес фразу, впоследствии ставшую крылатой, и перестал сопротивляться своим убийцам. Эта фраза звучит как «И ты, Брут?», однако историки сходятся на том, что, вероятнее всего, Цезарь сказал: «Даже ты, дитя мое, Брут?» или «И ты, Брут, сын мой!». В то же время многие современные источники сходятся на том, что Цезарь умер, не сказав ни слова.
Убийство Юлия Цезаря обернулось непредвиденными для заговорщиков последствиями. Цезаря поддерживал средний и низший класс римского общества, поэтому люди пришли в ярость, узнав, что их правитель был убит группой аристократов. Желая укрепить Римскую республику, они ускорили ее развал. Своим наследником Цезарь оставил Гая Октавиана, который с Марком Антонием отомстил всем заговорщикам, а позже устранил и самого Антония, став первым римским императором.