Инициатором создания первого женского батальона выступила старший унтер-офицер Мария Леонтьевна Бочкарева, кавалер Георгиевского креста и одна из первых русских женщин-офицеров. Когда началась Первая мировая война, Бочкарева хотела записаться в резервный батальон, однако ей отказали. После этого она написала телеграмму самому царю с просьбой взять ее на фронт и получила положительный ответ. Сначала последовали насмешки со стороны сослуживцев, однако Мария проявила храбрость и отвагу в многочисленных боях, за что и пользовалась всеобщим уважением и получила несколько наград.
«Первая женская военная команда смерти Марии Бочкаревой» была создана 21 июня 1917 года. К октябрю 1917 года было создано четыре женских батальона смерти (Петроградский, Московский, Кубанский пехотный, Петроградский кавалерийский), а также Минская женская караульная дружина и Морская женская команда. Из всех этих формирований на фронте побывали Петроградский, Московский и Кубанский батальоны, а в боях участвовал только батальон Бочкаревой.
Сначала солдаты совершенно не воспринимали женщин в погонах всерьез, называя их непригодными для несения армейской службы. Однако после первого же боя изменили свое мнение. 27 июня 1917 года женский батальон смерти прибыл в тыловую часть одной из армий Западного фронта, которая располагалась под городом Сморгонь. 7 июля пехотный полк, в который входил женский батальон в составе 200 человек, занял позицию у городка Крево, а 8 июля вступил в бой. Было отражено около 14 атак германских войск, а женский батальон несколько раз шел в контратаку и отбил занятые немцами позиции. В итоге в рапортах о действиях женского батальона Бочкаревой было отмечено, что женщины геройски вели себя в бою и подавали пример храбрости, спокойствия и мужества всем солдатам.
В этих боях батальон Бочкаревой потерял 30 человек убитыми, а 70 ранеными, в том числе в пятый раз была ранена сама Мария Бочкарева. После этих событий новые женские батальоны не формировались, а существующие использовались только для охранных целей, для связи и в санитарных организациях. Но участь одной роты Петроградского женского батальона смерти стала самой незавидной. Эта рота (137 человек) приняла участие в защите Зимнего дворца в октябре 1917 года. Когда в ходе штурма рота была обезоружена, женщин увели в казармы Павловского, а потом Гренадерского полка, где многие были изнасилованы, а одна женщина покончила с собой. После Октябрьской революции женские батальоны смерти были расформированы, но многие женщины продолжали участвовать в борьбе с большевизмом на стороне Белого движения.