Создание этой картины пришлось на фрейдистский этап в творчестве Дали. Спустя 14 лет после создания «Постоянства памяти», Дали вновь вернется к научно-технической теме в своем творчестве. Сюжет этой картины, по признанию самого Дали, был навеян художнику в жаркий летний день, когда он увидел, как мягкий сыр камамбер начинает плавиться от жары. Ранее у Дали имелась незавершенная картина с изображенной на платформе безлистой оливой на фоне гор, и художник решил завершить пейзаж. Так появился образ расплавленных карманных часов.
В центре картины расположена фигура, подобие которой Дали часто использовал в картинах того периода. В абстрактной фигуре можно увидеть спящее человеческое лицо, которое считается автопортретом художника. В левом нижнем углу картины художник изобразил закрытые оранжевые карманные часы, покрытые муравьями. Дали часто использовал образ муравьев в своих картинах и связывал их со смертью. Горный пейзаж на дальнем фоне и выступ с часами в левом нижнем углу напоминают о родине Дали, а именно о береге Кадакеса и его доме в Порт-Лигате в Каталонии. На фасаде дома художника имелись сломанные солнечные часы, цвет которых в точности повторяет цвет часов на картине.
Пустынный пейзаж картины изображает душевную пустоту, которая была присуща Дали в тот период. Основная же идея картины, по мнению многих критиков, состоит в человеческом переживании о времени и памяти: время относительно и постоянно в движении, а память недолговечна, но более стабильна.