Операция «Консервы» была первой из трех запланированных нацистской Германией провокаций на польско-германской границе в рамках более масштабной операции под кодовым названием «Гиммлер», или «Под чужим флагом». Двумя другими планировавшимися провокациями были нападения на таможенный пункт в Стодолах и нападение на лесничество в городе Бычина. Цель всех этих провокаций в то время была не всем понятна, а сегодня она просто очевидна: дискредитация Польской республики с целью оправдать вторжение нацистов в эту страну.
Первая провокация в рамках операции «Гиммлер» получила кодовое название «Консервы» не просто так. Нацисты на месте своего преступления оставили тела людей, одетых в форму польских солдат, но на самом деле это были узники концлагерей, заранее умерщвленные смертельными инъекциями и уже после смерти расстрелянные, чтобы создать видимость пулевых ранений. Эсэсовцы называли таких людей «консервами».
Операция «Консервы» была задумана нацистскими военачальниками еще в 1938 году, планировалось осуществить ее во Франции или в Великобритании, но через год в связи запланированным нападением на Польшу возникла необходимость создать предлог для вторжения в эту страну.
Таким предлогом стала инсценировка захвата радиовышки, которая находилась близ города Гливице на границе Польши и Германии. На операцию было выделено 120 эсэсовцев, владевших польским языком. За доставку «консервов» на место происшествия лично отвечал сам Генрих Мюллер, а операцией руководил офицер разведки и штурмбаннфюрер СС Альфред Науйокс. В историю он вошел как человек, начавший Вторую мировую войну.
10 августа Науйокс с пятью сопровождающими и переводчиком прибыл в Гляйвиц и выяснил, что захватить запланированную радиостанцию будет проще простого. Выполнявшим операцию была выдана польская форма военнослужащих, часть также была одета в простую одежду и изображала польских «ополченцев».
Операция «Консервы» была запланирована на 26 августа на 4:30 утра, но к тому моменту произошла утечка информации и Великобритания уже знала о задуманной Гитлером инсценировке польского нападения. 25 августа Гитлер узнал, что Великобритания заключила с Польшей договор о взаимопомощи, поэтому отложил операцию на 1 сентября на 4:45 утра.
31 августа 1939 года Альфред Науйокс с группой переодетых в польскую форму штурмовиков СС ворвался в здание радиостанции, связал и запер в подвале ее работников. Эсэсовцы открыли беспорядочную стрельбу, и на этом фоне один из них, владевший польским языком, сделал в эфире антигерманское заявление. Все выглядело так, как будто некие польские «ополченцы» захватили германскую радиостанцию. Уходя, нацисты «заботливо» разложили вокруг и подготовленные трупы в польской форме. В это же время в двух других местах польско-германской границы состоялись другие запланированные провокации.
На следующий день Гитлер выступил с пламенной речью перед германским народом и заявил, что поляки напали не только на радиостанцию в Гляйвице, но и еще на несколько пограничных пунктов, а польская армия якобы уже перешла границу в трех местах. В речи Гитлер не упоминал слова «война», а лишь сказал, что собирается активно оборонять интересы немцев в любой стране.
В рамках операции «Гиммлер» в Германии и в других странах нацисты провели широкомасштабную пропагандистскую кампанию с обвинениями польских властей в организации «этнических чисток» немцев, проживавших на территории Польши. Таким образом после успешной диверсионной деятельности сил СС на территории Польши, осуществленных ими актов вандализма, беспорядочной стрельбы с целью запугивания населения и других провокаций, в частности Гляйвицого инцидента, Третий рейх оправдал свое военное вторжение и оккупацию Польши «защитой интересов немецкоязычного населения».