Ян Гус был не только священником, но и ученым, профессором и ректором университета в Праге. В 1830-х годах он проникся идеями английского реформатора Джона Виклифа и отошел от официальной политики католической церкви. Ян Гус высказывал мнение, что церковь не должна взимать плату за таинства, человек не должен слепо подчиняться церкви, а должен сам применять слова из Писания, утверждал, что власть, которая нарушает заповеди Бога, не является божественной. Выступая против роскошной жизни епископов и монахов и критикуя светскую и церковную власть, Ян Гус вызвал гнев папы римского. Он был вызван на Констанцкий собор, где был сожжен по обвинению в ереси.
Смерть Яна Гуса вызвала большое волнение в Чехии. Население разделилось на два лагеря: радикальных гуситов «таборитов», которые требовали религиозной реформы и более справедливой жизни для всех, и феодалов-католиков. Кроме того, выделились и так называемые «чашники», или умеренные гуситы, которые впоследствии перешли на сторону католиков. Католическая церковь объявила всех гуситов еретиками, против них были отправлены отряды крестоносцев. Начались затяжные войны, которые продлились около 20 лет.
Табориты, в число которых входили крестьяне и горожане, не были опытными воинами. Однако благодаря умелому командованию дворян к 1420-м годам гуситская армия стала одной из самых сильных в Европе. Табориты успешно вели бои против крестоносцев-рыцарей, используя действенную оборонную тактику. С помощью укрепленных возов и земляных рвов они выстраивали на поле боя своеобразную крепость и с легкостью разбивали превосходящих по количеству крестоносцев. Так, 14 августа 1431 года армия крестоносцев под Домажлицами обратилась в бегство после известия о приближающемся гуситском войске.
Однако в битве при Липанах 30 мая 1434 года табориты были полностью разгромлены благодаря совпадению нескольких причин (измена некоторых командующих, ошибка в обороне, усталость производительных сил от многолетней опустошающей войны и др.). Это поражение стало окончательным в 1437 году, когда пала последняя крепость таборитов Сион.
Гуситская революция, несмотря на свое поражение, стала источником многих традиций чешского народа и нанесла ощутимый удар католической церкви. Гуситы задержали вторичное закрепощение крестьян и заложили основы общеевропейского реформационного движения.