Данное психическое расстройство было названо в честь Мари-Анри Бейля, французского писателя, который написал наиболее важные свои произведения под именем Стендаль. Синдром, названный в его честь, непосредственно с ним и связан. Он впервые описал подобное расстройство, которое случилось с ним самим, когда он в 1817 году посетил столицу герцогов Медичи Флоренцию.
Стендаль в книге о своем путешествии по Флоренции писал, что когда он вышел из базилики Санта-Кроче, одной из самых популярных туристических достопримечательностей города и в наши дни, он почувствовал усиленное сердцебиение. Писатель почувствовал упадок сил и шел, боясь рухнуть на землю. Стендаль описывал, что после увиденных шедевров искусства ему все остальное показалось бессмысленным, маленьким, ограниченным.
Из этого становится понятно, что собой представляет проявление этого синдрома. Человек под впечатлением от увиденных шедевров изобразительного искусства или красивых природных красот и необычных явлений чувствует головокружение, усиленное сердцебиение. Синдром вызывает иногда и галлюцинации.
Чаще всего этот синдром проявляется у туристов, посещающих колыбель Ренессанса — Флоренцию, ее музеи, галереи, соборы и т. п. Человека внезапно охватывает глубина чувств, которую мастера вкладывали в свои произведения искусства. Реакция на это разнится, от обычного переутомления до истерии и попыток даже разрушить данное произведение искусства.
Синдрому Стендаля во Флоренции больше подвержены одинокие люди с религиозным и классическим образованием независимо от пола и возраста, в то время как туристы из Северной Америки, Азии, а также итальянцы не подвержены такому расстройству в силу культурных различий или нахождения в такой среде с самого рождения в случае коренных жителей.
Синдром Стендаля проявляется не только под воздействием увиденных предметов искусства или природных явлений, но и под воздействием впервые увиденных животных и даже просто красивых людей. Иногда подобная реакция наблюдается и у людей, слушающих музыку периода романтизма.