Эксперт Рэй Бостон, который посвятил изучению истории «Титаника» больше 20 лет, утверждает, что еще до отплытия корабля 2 апреля в угольном отсеке возник пожар, который никак не удавалось погасить. Один из владельцев судна Джон Пирпонт Морган решил, что корабль быстро доберется до Нью-Йорка, где и будет потушен огонь. В итоге «Титаник» вышел в плавание с пожаром на борту. Это вполне объясняет высокую скорость хода судна в ночное время, когда все ближайшие корабли сообщали «Титанику» о наличии льдов в районе его плавания. Несмотря на все эти предупреждения, капитан судна Эдвард Джон Смит опасался, что на судне может произойти взрыв до того, как «Титаник» доберется до Нью-Йорка, и поэтому в момент обнаружения айсберга корабль просто не смог сбросить скорость.
Луиза Паттен, внучка Чарльза Лайтоллера, единственного выжившего офицера с «Титаника», написала роман «На вес золота», в котором раскрыла сведения о причинах гибели легендарного корабля. Лайтоллер был вторым помощником капитана и в момент столкновения судна с айсбергом находился в каюте. После этого он встретился с капитаном, который и рассказал ему о произошедшем. Оказывается, «Титаник» мог обойти айсберг слева, однако из-за ошибки рулевого Роберта Хитчинса судно было обречено. Все дело в том, что рулевой после приказа повернуть налево повернул штурвал направо, а ошибка была замечена только через несколько минут. Эту ошибку легко объяснить тем, что в то время парусные суда были более распространены, чем паровые, и все офицеры легендарного судна учились именно на парусных судах, на которых для поворота судна налево нужно было поворачивать штурвал направо и наоборот. В момент паники Хитчинс просто по привычке мог повернуть штурвал не в ту сторону.
Многие сразу раскритиковали эти сведения и поставили вопрос о том, почему Лайтоллер не раскрыл все данные во время допроса. Однако это очевидно, если бы раскрылась правда о халатности, страховая компания отказалась бы возмещать убытки, и компания осталась бы банкротом. Поэтому спасшийся офицер решил сохранить все в тайне, передав правду только семье.
Весьма правдоподобной выглядит и теория о качестве обшивки корабля. В 1994 году были проведены тесты с использованием куска корабельной обшивки «Титаника» и листа современной стали. Материал держали в специальной воде такой же температуры, что и морская вода в месте гибели лайнера, а затем производили удар маятником весом 30 кг. Современная сталь выдержала удар, а сталь, поднятая со дна моря, раскололась пополам. Для подтверждения результатов исследователи раздобыли образец стали 80-летней давности, на которую не воздействовала морская вода, с верфи, где строился и «Титаник». Эта сталь также не выдержала испытания.
После многочисленных исследований ученые сделали вывод, что сталь в те годы содержала большую примесь фосфора, что делало металл очень ломким при воздействии низких температур. Именно поэтому при столкновении с айсбергом обшивка не прогнулась, а поломалась. Свою роль сыграли и низкокачественные заклепки в обшивке, которые оказались железными, а не стальными, как планировалось при строительстве «Титаника» изначально. Сэкономив на более дешевых заклепках, строители сразу обрекли судно на гибель, так как при ударе с айсбергом, как показали исследования, эти заклепки лопались, благодаря чему стальные листы обшивки расходились под напором льда.