По обрывочным сведениям случайных свидетелей, этого узника постоянно перевозили из тюрьмы в тюрьму, а транспортировали в камеру на носилках. На нем всегда была надета просторная одежда, а лицо закрывала бархатная маска. Стены тюремных камер этого узника всегда были непроницаемыми, а любой контакт с другими людьми был запрещен арестанту под страхом смерти. При этом остались неизвестными личность, пол и возраст этого человека. Есть даже предположения, что под этой маской могли скрывать и нескольких узников.
Единственным человеком, который постоянно переезжал с «человеком в железной маске», был его тюремщик и надзиратель Сен-Мар. Но некоторые историки утверждают, что этот узник — всего лишь плод воображения Сен-Мара, который удачно раскрутил выдающийся французский философ-просветитель Вольтер в своем сочинении «Век Людовика XIV» (1751).
Благодаря Вольтеру появилась легенда о том, что под «железной маской» был скрыт брат-близнец короля. Позже появилось еще множество версий, некоторые из них быстро опровергались, а некоторые так и остались лишь догадками. Среди самых основных можно выделить версии о том, что узник был незаконнорожденным братом Людовика XIV. В одних версиях говорится, что оба брата были рождены королевой Анной Австрийской от разных мужчин, причем многие историки утверждают, что незаконнорожденным был именно Людовик XIV. Другие версии гласят, что Людовик XIV и «человек в железной маске» были детьми одного отца от разных матерей, при этом никто из них не был законным сыном Людовика XIII.
Другие версии относительно личности «человека в железной маске» отождествляли его с известными авантюристами (Эрколь Антонио Маттиоли), военными деятелями (генерал Вивьен де Булонд), политиками и дворянами, которые по тем или иным причинам попадали в немилость короля или готовили против него заговор. Как бы там ни было, «человек в железной маске» стал героем многочисленных литературных произведений и исторических исследований.