Считается, что первые шахматоподобные игры возникли в Индии порядка 1,5-2 тысяч лет назад. Позже из Индии шахматы распространились по соседним странам, а в Европу игра попала примерно в Х веке. К XV в шахматах были сформированы те правила, которые сегодня называют «классическими», а окончательно игра была стандартизирована в XIX веке, когда стали проводиться регулярные международные соревнования по шахматам.
Чтобы научиться играть в шахматы на достаточно высоком уровне, необходимо потратить немало времени на изучение теории этой игры, а также на практическое применение своих знаний. Но если вы хотите только постичь азы шахмат, вам будет вполне достаточно ознакомиться с основными понятиями и правилами игры.
Для игры в шахматы используется специальное поле и фигуры. Шахматное поле состоит из 64 квадратных клеток (полей), половина из которых окрашена в светлый цвет (такие клетки именуется всегда белыми, вне зависимости от реального цвета), а половина — в темный (такие клетки всегда называют черными). Клетки расположены на шахматном поле так, что соседними не могут быть клетки одного и того же цвета.
Размер шахматного поля составляет 8х8 клеток, при этом вертикальные ряды клеток обозначаются латинскими буквами от a до h, а горизонтальные — цифрами от 1 до 8. В итоге каждая клетка игрового поля имеет собственное уникальное обозначение, что в процессе игры помогает однозначно указать положение фигур на шахматном поле.
Фигуры в шахматах представлены двумя одинаковыми наборами, один из которых окрашен в белый цвет, а второй — в черный. Возможны и другие варианты цвета фигур, но всегда один их набор является светлым, а другой — темным. Каждый из наборов содержит по 16 фигур, располагаемых на игровом поле в строго определенных местах и совершающих ходы по строго определенным правилам.
В каждый набор входят следующие шахматные фигуры: король, ферзь, две ладьи, два слона, два коня и 8 пешек. Белые фигуры на шахматном поле располагаются на 1-й и 2-й горизонтальных линиях (клетки с a1 по h1 и с a2 по h2), а черные — на 7-й и 8-й горизонталях (клетки с клетки с a7 по h7 и с a8 по h8). Шахматное поле при этом должно быть развернуто так, чтобы у игрока с белыми фигурами справа ближним угловым полем оказалась клетка h1, а у игрока с черными фигурами — клетка а8.
Порядок расположения фигур на шахматном поле таков.
Белые фигуры | Черные фигуры |
---|---|
а1 — ладья (♖) b1 — конь (♘) c1 — слон (♗) d1 — ферзь (♕) e1 — король (♔) f1 — слон (♗) g1 — конь (♘) h1 — ладья (♖) a2-h2 — пешки (♙) |
а8 — ладья (♜) b8 — конь (♞) c8 — слон (♝) d8 — ферзь (♛) e8 — король (♚) f8 — слон (♝) g8 — конь (♞) h8 — ладья (♜) a7-h7 — пешки (♟) |
Ходы у разных фигур, как уже упоминалось, разные, но все они делятся на 2 основных типа: ходы без взятия и ходы со взятием. Ходы без взятия — это такие ходы шахматных фигур, при которых фигуры перемещаются по игровому полю, не взаимодействуя с фигурами противника. Ходы со взятием — такие ходы в шахматах, при которых походившая фигура занимает место фигуры противника, а походивший игрок забирает фигуру противника себе.
Во время игры каждый из участников с помощью ходов своими фигурами пытается поставить мат королю соперника. Мат — это положение в шахматах, при котором фигура короля не может сделать ни одного хода, не попав под удар противника (такая ситуация называется шахом). Если королю игрока объявлен мат, то он считается проигравшим, партия оканчивается.
Итак, каждая из фигур имеет право совершать во время игры следующие ходы:
- пешка: во время первого хода может переместиться с текущего положения на 2-ю клетку строго впереди от себя; во время последующих ходов без взятия может перемещаться на 1 клетку впереди от себя; при ходах со взятием может перемещаться на 1 клетку вперед по диагонали;
- слон: за один ход может перемещаться на любое количество свободных клеток по диагонали;
- ладья: за один ход может перемещаться на любое количество свободных клеток по вертикали или горизонтали;
- конь: за один ход может перемещаться либо на 2 клетки по вертикали и 1 клетку по горизонтали, либо же на 2 клетки по горизонтали и 1 клетку по вертикали; это единственная фигура, которая имеет право делать ход даже через другие фигуры;
- ферзь: может за один ход перемещаться на сколько угодно свободных клеток во всех направлениях;
- король: может перемещаться за 1 ход только на 1 клетку вокруг себя, т. е. либо вниз, либо вверх, либо влево, либо вправо, либо по одной из диагоналей; не имеет права делать такой ход, после которого окажется под ударом (ему будет поставлен шах).
Все фигуры в шахматах не могут совершать ходы на клетки, уже занятые своими фигурами, не могут (за исключением коня) перемещаться во время хода на клетки расположенные за находящимися на пути фигурами.
Теперь вам знакомы основные понятия в шахматах и основные правила. Дальнейшее обучение игре в шахматы можно продолжить, изучая специальную литературу, знакомясь с «разборам» партий профессиональных игроков, тренируясь на при помощи компьютерных программ. Главное же — не забывайте побольше практиковаться, устраивая поединки с друзьями и близкими. Также вы можете вступить в шахматный клуб в своем городе, чтобы сделать процесс обучения и тренировок интереснее и приятнее: в компании единомышленников ведь все делать веселее.