В 1947 году Вилара пригласили представить его успешную постановку «Убийства в соборе» Т. С. Элиота в Папском дворце в Авиньоне. В то же время в Авиньоне проходила выставка современных картин и скульптур, организованная коллекционером и художественным критиком Кристианом Зерво и поэтом Рене Шаром.
Изначально Вилар отказался от приглашения, потому что двор Папского дворца показался ему слишком большим и «бесформенным», кроме того, к этому моменту он потерял права на пьесу. Однако вместо нее он предложил три другие постановки: «Ричарда III» Уильяма Шекспира (эта пьеса в то время не была широко известна во Франции), «Тоби и Сару» Пола Клоделя и «Полуденную террасу» Мориса Клавеля.
Первый Авиньонский фестиваль проходил в сентябре 1947 года, и его программа задала тон всех будущих фестивалей: предпочтение отдается пьесам, не слишком известным широкой публике, и работам молодых талантов — актеров, режиссеров и драматургов. При этом подход Вилара к театральному искусству остался довольно консервативным, поэтому в какой-то момент от Авиньонского фестиваля отделился альтернативный независимый фестиваль Off, посвященный экспериментальному театру.
За годы существования Авиньонский фестиваль стал одним из самых важных и престижных театральных фестивалей в мире. В его программу ежегодно входит от 30 до 50 театральных постановок, а также чтения пьес, выставки, кинопоказы и дебаты, в которых принимают участие приглашенные артисты со всего мира. Представления проходят во дворе Папского дворца, вмещающем около 2 тысяч зрителей, а также в театрах, школах, церквях и концертных залах Авиньона.
Каждый год на фестивале продается от 120 до 140 тысяч билетов на платные спектакли, а бесплатные мероприятия посещает от 20 до 30 тысяч человек. Примерно 33% зрителей — жители Авиньона, 53% приезжают из других городов Франции, а оставшиеся — туристы из-за границы. Участие в фестивале принимают около 3,5 тысяч профессиональных артистов со всего мира, а освещают мероприятие более 500 журналистов и 50 фотографов.
Фото: festival-avignon.com