История Венецианской биеннале берет свое начало в 1893 году, когда городской совет Венеции решил организовать художественную выставку в честь серебряной годовщины свадьбы короля Умберто I и Маргариты Савойской. Хотя первая выставка была запланирована на 1894 год, официально она открылась в 1895 году. Изначально Венецианская биеннале была ориентирована на итальянское искусство, но со временем выставка расширила свою программу и стала международной.
В 1930 году контроль над Биеннале перешел от городских властей Венеции к национальному правительству Италии во главе с Бенито Муссолини, что привело к увеличению бюджета и реструктуризации. В течение следующих нескольких лет под эгидой Биеннале были учреждены три новых мероприятия, первым из которых стала Музыкальная биеннале.
Первый Венецианский международный фестиваль современной музыки прошел в 1930 году. Среди композиторов, чьи произведения прозвучали на первой Biennale Musica, были Эрнест Блох (США), Ферруччо Бузони (Италия), Мануэль де Фалья (Испания), Пауль Хиндемит (Германия), Артур Онеггер (Швейцария), Золтан Кодай (Венгрия), Сергей Прокофьев (Россия), Игорь Стравинский (Россия) и Уильям Уолтон (Великобритания).
Первоначально Музыкальная биеннале проводилась раз в два года, но в 1937 году она стала ежегодной. В 1942 году в связи со Второй мировой войной все мероприятия биеннале ушли на перерыв. Biennale Musica возродилась в 1947 году и с тех пор проводится ежегодно в сентябре и октябре.
Программа Музыкальной биеннале включает в себя выступления международных солистов и ансамблей, а также лекции, круглые столы, беседы и другие события и мероприятия. В программу также входит церемония награждения, на которой вручаются две премии — «Серебряный лев» и «Золотой лев» за совокупность жизненных достижений.
Важная часть Международного фестиваля современной музыки — Biennale College Musica. Это специальная программа для молодых композиторов и музыкантов, которая дает им возможность подготовить новые произведения под руководством опытных коллег, а затем исполнить их в рамках Biennale Musica.
Каждый год художественный руководитель Музыкальной биеннале выбирает новую тему для мероприятия. Например, в 2024 Лючия Ронкетти выбрала в качестве темы концепцию абсолютной музыки, то есть «чистой» инструментальной музыки, которая, в противовес программной музыке, не сопровождается словесным указанием на ее содержание (текстом, ассоциативным названием, комментариями, либретто и т. п.), и в результате на Biennale Musica 2024 был представлен широкий репертуар современной абсолютной музыки.
Фото: labiennale.org