История Дня клятвы связана с Великим треком — переселением потомков голландских колонистов в центральные районы Южной Африки, результатом которого стало создание двух республик — Трансвааля (Южно-Африканской Республики) и Оранжевого Свободного Государства.
В ходе переселения бурам приходилось сражаться с местными племенами за земли. Одним из крупнейших таких сражений стала битва на Кровавой реке между бурскими переселенцами и зулусами, произошедшая 16 декабря 1838 года.
После того как зулусы отказались вести с бурами переговоры о выделении им территорий, убили бурскую делегацию и напали на бурский лагерь, буры ответили настоящей кровавой бойней. Несмотря на численное превосходство, зулусы оказались бессильны перед огнестрельным оружием и потеряли около трех тысяч человек убитыми, в то время как со стороны буров лишь три человека получили ранения.
Перед битвой осажденные зулусами буры дали публичный обет. В обмен на Божью помощь в битве они пообещали в случае победы построить церковь и ежегодно почитать годовщину сражения как святой день. «Церковь клятвы» была построена в Питермарицбурге в 1841 году.
Несмотря на то, что переселенцы пообещали ежегодно отмечать годовщину битвы на Кровавой реке, неясно, насколько памятные мероприятия были масштабными в первые десятилетия после битвы. В Трансваале 16 декабря провозгласили официальным праздником в 1865 году, однако в период аннексии Трансвааля Великобританией он не отмечался. А правительство Оранжевого Свободного Государства провозгласило 16 декабря праздником в 1894 году.
После объединения Южной Африки в 1910 году новое правительство официально объявило годовщину битвы на Кровавой реке государственным праздником. Он получил название День Дингане (Dingaansdag) в честь зулусского вождя, принимавшего участие в сражении.
В 1952 году праздник получил новое название — День клятвы (другой вариант перевода — День завета). Кроме того, правительство официально провозгласило его религиозным праздником и запретило проведение в этот день развлекательных мероприятий (спортивных состязаний, театральных представлений и пр.).
После падения режима апартеида новое правительство ЮАР в 1994 году переименовало День клятвы в День примирения, символизирующий единство разных народностей, населяющих ЮАР, — чернокожих (зулусов, сото, коса, тсонга, тсвана), белых (африканеров, англо-африканцев и других европейцев), мулатов и азиатов (преимущественно индийцев).
Тем не менее, в Орании праздник продолжают отмечать под старым названием. В этом городе-анклаве, созданном потомками бурских переселенцев для сохранения своей культуры и идентичности, не признают государственные праздники ЮАР, отмечая вместо них памятные даты, связанные с колонизацией Южной Африки голландскими поселенцами, а также с Англо-бурскими войнами, в которых Трансвааль отстаивал свою независимость.