Святые мученики Агафопод диакон и Феодул чтец жили в Фессалониках во времена правления императоров Диоклетиана и Максимиана. Оба они отличались праведностью и благочестием, за что пользовались большим уважением среди христиан.
Однажды Феодул во сне увидел, как неизвестный человек вложил что-то ему в руку. Проснувшись, он обнаружил в руке перстень, где был изображен Крест Господень. Изображение это было чудотворным, и его силой Феодул исцелил многих больных, а также обратил многих язычников в христианскую веру.
Когда начались гонения на христиан при императоре Диоклетиане, правитель Фессалоник схватил сначала Феодула, а затем и Агафопода. Обоих он пытался убедить отречься от христианства, а когда получил отказ, то отправил святых мучеников в темницу. Там они молились и продолжали проповедовать христианство, пока правитель вновь не призвал их на суд.
Так и не добившись успеха в попытках заставить Феодула и Агафопода отречься от христианства, правитель Фаустин в конце-концов приказал обоих бросить в море, привязав к их ногам камни. Мученики стойко приняли кончину, их тела впоследствии были выброшены на берег, где их нашли христиане и предали погребению.
На Руси издавна считалось, что в день памяти Федула начинают дуть теплые весенние ветры. В народе говаривали: «Пришел Федул — теплый ветер подул, окна отворил, избу без дров натопил». Связана эта присказка была с обычаем в первый раз проветривать избу после длинной зимы: теплый весенний ветер уже не выстуживал помещение.
Растворив окна настежь, нужно было специальными словами заговорить их, чтобы уберечь избу от переполохов, нечистой силы и гнилых ветров. До Федула окна отворять было нельзя: «Кто раньше Федула оконницу растворил — тот ненастью угодил».
Согласно народным приметам, до этого дня еще вполне вероятной была морозная погода, но после Федула зима надолго теряла свою власть. Считалось, что с первым весенним ветром появляются насекомые — божьи коровки, бабочки-крапивницы, сверчки.
Также крестьяне в этот день определяли, можно ли уже приниматься за пахоту. Для этого нужно было посмотреть на дно оврага: если оставшееся пятно снега было величиной с корову, можно было приступать к пахоте.