Святые мученики Евтропий, Клеоник и Василиск пострадали за христианскую веру в Амасии Понтийской около 308 года. Евтропий и Клеоник были братьями, а Василиск приходился племянником великомученику Феодору Тирону и был их другом.
Когда святой Феодор был умучен, трое друзей были заключены в тюрьму. Там они проповедовали христианство и привели к вере многих язычников, что также находились в заключении. Тем временем в Амасии Понтийской воцарился новый правитель вместо умершего от Божьего гнева Публия. Новый владыка узнал, что в тюрьме находятся друзья Феодора Тирона, и приказал привести их к себе.
Евтропий, Клеоник и Василиск были доставлены к новому правителю. Они исповедовали себя христианами и были подвергнуты пыткам. По молитве святого Евтропия перед присутствующими явился Господь с ангелами и великомучеником Феодором. В народе начались волнения, люди стали просить прекратить пытки святых.
Правитель Асклипиодот велел увести мучеников. И позже стал уговаривать святого Евтропия публично принести жертвы языческим богам. Тот отверг подобное предложение, и на следующий день троих друзей хотели заставить принести жертвы насильно. Святые помолились Богу и началось землетрясение, разрушившее языческий храм.
Когда землетрясение кончилось, взбешенный Асклипиодот повелел вновь пытать Евтропия, Клеоника и Василиска. И вновь молитва святых обратила действия мучителей против них же. Тогда правитель повелел казнить святых мучеников, и утром 3 марта (по старому стилю) Евтропий и Клеоник были распяты. Василиска казнили позднее — 22 мая (по старому стилю) в городе Команах.
Память Евтропия, Клеоника и Василиска православная церковь чтит 16 марта (по новому стилю). На Руси крестьяне про этот день издавна говорили так: «Евтропий пусть торопит да снег топит» или «Василиск Евтропий снег топит».
На Евтропия полагалось обойти поле крест-накрест и тем самым привлечь внимание солнца: мол, недосуг дневному светилу отдыхать, нужно растопить снег и напоить талой водой поля. Однако нужно было еще упросить солнце растопить снег: светило могло быть не только милостивым по отношению к людям, но и грозным. Поэтому нужно было знать, как вести себя с солнцем, что ему говорить.
С солнцем, кстати, было связано много примет и суеверий. Так, по закате солнца нельзя было давать в долг деньги и хлеб, а также бросать на улицу сор. По закату солнца предсказывали погоду на следующий день: если оно садилось в облако, нужно было ждать ненастного дня.
Но одним из главных событий Евтропиева дня было пробуждение хозяина леса — медведя. Считалось, что именно в этот день он покидает свою берлогу после зимней спячки.