Икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость» названа по начальной строке одной из богородичных стихир. Первой иконой с таким названием считается образ, написанный в 1683 году живописцем Иваном Безминым.
На иконе Богородица изображается в полный рост в обрамлении овального сияния (мандорла). В левой руке Божьей Матери Младенец Иисус. Дева Мария стоит на полумесяце или облаках, ее могут изображать с четками, свитком или хлебом в правой руке. В верхней части иконы, как правило, изображается в облаках Господь Саваоф или Троица Новозаветная.
Икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость» хранилась в Преображенской церкви в Москве. Сведений о том, как именно эта икона оказалась в данном храме, нет. Зато история хорошо сохранила повествование о прославлении иконы как чудотворной.
В 1688 году страдавшая от неизлечимой болезни Евфимия, родная сестра московского патриарха Иоакима, после молитвы Божией Матери услышала голос, который сообщил ей, что излечение дарует икона «Всех скорбящих Радость», хранящаяся в храме Преображения, что на Большой Ордынке. Эту икону по просьбе Ефимии принесли к ней, и тогда после молитвы она чудом исцелилась.
После прославления иконы она стала очень известной, с нее было сделано множество списков. До начала XVIII века образ находился в Спасо-Преображенской церкви, а затем был увезен царевной Натальей в Санкт-Петербург. Правда, насчет этого события мнения расходятся: по одной версии, царевна увезла оригинальную икону, оставив вместо нее список, а по другой — царевна, наоборот, увезла список, оригинал же остался на месте. Так или иначе, но оба варианта иконы стали почитаться как чудотворные
В Русской православной церкви день чудесного исцеления стал праздником почитания иконы, за которым в народе закрепилось название «Скорбящая Божья Мать». Также народ называл праздничный день Светцем — это оттого, что в такую пору обычно начинались девичьи посиделки за рукоделием, а освещение для работы давали лучины, которые крепились в светцах.
Светцами называли простые приспособления, которые представляли собой кованую вилку, в расщеп которой вставлялась лучина. Чтобы светец стоял прямо, снизу к нему приклепывали тяжелый обруч, а чтобы избежать возникновения пожара, ставили светец в ведро с водой. Светец всегда был непременным спутником прях и использовался с осени и вплоть до конца зимы, позволяя работать долгими вечерами.
На Светец молодые девушки обычно собирались в доме у пожилой женщины и вдовы, чтобы порукодельничать вместе. Сначала они выполняли определенный объем работы, а после переходили к веселью — пели песни, танцевали. В этот день ни в коем случае нельзя было разбить зеркало, иначе быть большой беде.