Фекла Иконийская почитается в лике равноапостольных, считается, что она родилась в 30-е годы I века в Иконии (ныне турецкий город Конья). Согласно житию, Фекла происходила из богатой и знатной семьи и была обручена со знатным юношей Фамиридом, однако когда в ее городе проповедовал апостол Павел, Фекла уверовала в Бога и решила не вступать в брак, посвятив себя служению Господу.
Жених Феклы по совету спутников Павла отвел его к правителю Иконии и обвинил в том, что апостол препятствует вступлению девушек в брак. Правитель повелел бросить Павла в тюрьму, и когда Фекла узнала об этом, она тайно посетила узника. Когда родителям девушки стало известно об этом, то и ее вместе с Павлом стали судить.
На суде правитель спросил Феклу, почему она отказывается вступить в брак, но та в ответ лишь молчала. И тогда мать девушки лично выбрала для нее казнь через сожжение — в назидание другим. Правитель города изгнал Павла, а Феклу присудил на выбранную родной матерью муку.
Для девушки развели большой костер, но внезапно пошел дождь и погасил пламя, Фекла осталась невредимой и после этого покинула Ионию. Она разыскала Павла и вместе с ним отправилась в Антиохию. Там девушку заметил наместник Александр и стал домогаться ее, в ответ Фекла разорвала его хламиду и сняла с его головы венок. За это ее осудили на растерзание дикими зверями, однако казнь так и не свершилась — животные не нападали на святую мученицу.
Правитель освободил Феклу, и та вновь разыскала Павла. Апостол напутствовал ее на обучение людей слову Божьему, и после этого Фекла стала активно проповедовать христианство и даже обратила в христианскую веру мать, которая когда-то желала девушке смерти. Затем Фекла долгое время жила и проповедовала в сирийской Селевкии, а примерно в возрасте 90 лет скончалась.
День Феклы издавна назывался у наших предков назывался замолотками, так как в него начиналась молотьба. Молотьба была одной из самых важных сельскохозяйственных операций, она становилась заключением земледельческого цикла. Перед молотьбой снопы следовало высушить в специальной хозяйственной постройке — овине.
Прежде чем приступать к молотьбе, проводили возжигание «нового» огня. Во всех домах гасили огонь, прежде всего в печи. Женатые мужчины путем трения добывали так называемый живой огонь, который потом разносили по дворам. Этим огнем зажигали печи, а также окуривали скот для предотвращения хворей и мора.
После возжигания огня начинались замолотки. Прежде чем приступить к работе, хозяин угощал молотильщиков крутой кашей из разных круп, заправленной маслом. Молоть начинали с именинного (именного) снопа — первого снопа, который был сжат и принесен в красный угол.
Женщины в этот день старались хоть немного попрясть, чтобы впоследствии у них была охота к этому делу. Также с ним была связано следующее поверье: «В этот день все, что завяжешь, не развязать потом — ни узел, ни судьбу. Коль полюбили — навсегда, коль женятся — то долгим счастье будет».