Поклонение Богоматери Пеньяфрансии (Nuestra Señora de Peñafrancia) возникло в испанской провинции Саламанка. Ее оригинальную статую обнаружил в 1430-х годах человек по имени Симон Вела под скалой на горе Пенья-де-Франсия. Считается, что ее спрятали там, чтобы она не попала в руки мавританских захватчиков во время мусульманского завоевания Пиренейского полуострова.
Почитание Богоматери Пеньяфрансии на Филиппинах началось в начале XVIII века, когда испанский семинарист по имени Мигель Роблес де Коваррубиас, учившийся в Маниле, тяжело заболел и был чудесным образом исцелен изображением Богоматери Пеньяфрансии. После рукоположения в сан он получил пост приходского священника в Наге, заказал местному скульптору статую Богоматери Пеньяфрансии и построил для нее каменную церковь. Из Наги почитание этого образа Девы Марии распространилось в другие части Бикольского региона, а затем и за его пределы.
В 1982 году образ перенесли в новопостроенную и освященную базилику Пеньяфрансии в Наге. Базилика Пеньяфрансии — одно из крупнейших мест паломничества в честь Девы Марии в Азии, а ежегодный фестиваль Пеньяфрансия в Наге — крупнейший фестиваль в честь Богоматери в азиатском регионе.
Богоматерь Пеньяфрансия почитается как покровительница города Нага и всего Бикольского региона. Ее праздник отмечается в воскресенье после октавы Рождества Марии, то есть в воскресенье после 15 сентября. Праздник Богоматери Пеньяфрансии, включающий торжественные процессии, во время которых образ переносится из базилики в собор и обратно, возник в 1864 году.
Во вторую пятницу сентября, за девять дней до праздника, образ Богоматери Пеньяфрансии переносят из базилики в кафедральный собор Наги в торжественно процессии. Следующие девять дней, называемые новеной, наполнены торжественными мессами и молитвами, религиозными процессиями, гражданскими и военными парадами с участием марширующих оркестров, мажореток, школьных и скаутских групп, государственных служащих, различных организаций и ассоциаций, военных оркестров и т.д. Лучшие оркестры и группы получают по окончании парадов специальные награды. Заключительный военный парад, проходящий в пятницу перед фестивалем, считается самым длинным военным парадом за пределами Манилы и одним из крупнейших мероприятий такого рода в Юго-Восточной Азии.
В канун праздника статую Богоматери возвращают в базилику в ходе речной процессии по реке Нага. Верующие сопровождают лодку, перевозящую образ, на разноцветных весельных лодках поменьше, держа в руках тысячи свечей, освещающих путь. Когда лодка достигает берега, образ несут по улицам Наги к базилике, а верующие машут платками и кричат «Viva la Virgen» («Да здравствует Дева!»). Торжественная месса в базилике Пеньяфрансия в фестивальное воскресенье завершает празднества.