Термин «клай-фай» (сокращение от «климатическая фантастика» на английском языке) был придуман климатическим активистом и репортером-фрилансером Дэном Блумом в 2007 или 2008 году. В 2012 году он использовал его в пресс-релизе к роману Джима Лафтера «Красный полярный город» о спасающейся от климатического кризиса семье, действие которого происходит на Аляске в 2075 году. «Красный полярный город» был первым романом, который когда-либо был опубликован и продвигался как клай-фай роман, но корни этого жанра можно проследить до конца XIX века.
Вероятно, самый ранний роман, который можно охарактеризовать как клай-фай (или прото-клай-фай), — это «Покупка Северного полюса» Жюля Верна, опубликованная в 1889 году. Продолжение более раннего романа Верна «С Земли на Луну» исследует идею наклона земной оси для изменения климата. Еще одним примером ранней климатической фантастики является роман Лоуренса Мэннингса «Человек, который проснулся», написанный в 1933 году, в котором рассказывается история человека, пробуждающегося от анабиоза каждые 5000 лет и узнающего об изменениях, произошедших с момента его последнего пробуждения, включая изменения климата.
Американского писателя-фантаста Фрэнка Герберта многие считают пионером современной фантастики о климате благодаря его роману 1965 года «Дюна», в котором, среди других сложных тем, исследуются идеи Герберта об экологии и защите окружающей среды. Другие романы, затрагивающие тему изменения климата, которые были написаны до появления термина «климатическая проза», включают «Углеродные мечты » Сьюзан М. Гейнс, «Состояние страха» Майкла Крайтона, «Дорогу» Кормака Маккарти, серию «Наука в столице» Кима Стэнли Робинсона и трилогию MaddAddam Маргарет Этвуд.
С 2010-х годов среди выдающихся авторов климатической фантастики Паоло Бачигалупи, Октавия Э. Батлер, Аллегра Хайд, Н.К. Джемисин, Барбара Кингсловер, Джон Ланчестер, Ннеди Окорафор, Ричард Пауэрс, Ким Стэнли Робинсон, Шерри Л. Смит, Йоко Тавада и Джесмин Уорд.
Большинство клай-фай произведений носят спекулятивный характер, но они не обязательно относятся к жанру собственно научной фантастики. Например, Маргарет Этвуд предпочитает относить свою трилогию-антиутопию MaddAddam к спекулятивной, а не научной фантастике, потому что она описывает вещи, которые «действительно могут произойти», учитывая нынешнее состояние планеты. Действие клай-фай романов может происходить в мире, каким мы его знаем, в ближайшем или далеком будущем или в вымышленных мирах, переживающих изменение климата. Следует отметить, что основной фокус жанра — антропоцентрическое изменение климата, а не природные катаклизмы в целом.
Есть много способов отпраздновать Международный день клай-фай. Вы можете прочитать научно-фантастическую книгу, посмотреть фильм на тему изменения климата, вступить в книжный клуб научной фантастики или создать свой собственный, сделать пожертвование или стать волонтером в экологической организации, которая борется с изменением климата, организовать в вашем сообществе информационно-просветительское мероприятие на тему изменения климата, написать короткую научно-фантастическую историю и распространить информацию о празднике в социальных сетях с помощью хэштегов #InternationalCliFiDay и #ClimateFictionDay.