Святая равноапостольная Нина, согласно преданию, родилась около 280 года в г. Коластры, что в Каппадокии. Ее отец приходился родственником великомученику Георгию, а мать была сестрой иерусалимского патриарха.
Считается, что Нина отправилась в Иверию, что находилась на территории нынешней Грузии, с целью найти Хитон Господень (Ризу Господню) — одеяние, которое досталось по жребию одному из воинов, бывших при распятии Иисуса Христа. Как гласит легенда, тот воин был грузином, а потому увез Хитон Господень в Иверию.
В житиях рассказывается, что святая Нина также получила от самой Богородицы миссию просвещения Иверии. Господь явился Нине в видениях и благословил ее на равноапостольный подвиг, после чего она отправилась в путь, который лежал в город Мцхет. Когда она достигла этого города, она начала открыто проповедовать Евангелие и призывать местных язычников к покаянию и вере в Христа.
Ее проповеди сопровождались чудесными знамениями, что побуждало жителей приобщаться к христианской вере. Например, жена бездетного царского садовника, у которого святая Нина нашла приют, уверовала в Христа, когда благодаря молитвам Нины смогла наконец забеременеть. А грузинская царица Нана приняла христианство и крестилась после того, как святая Нина исцелила ее от тяжелой болезни.
Впрочем, царь Мириан, несмотря на чудесное исцеление жены, хотел казнить праведницу. Но когда он со свитой как раз размышлял о подходящей казни, солнце внезапно померкло, а сам царь ослеп. В ужасе он и его приближенные стали молиться языческим идолам о спасении, однако это не помогло. Тогда Мириан со свитою воззвал к Богу, которого проповедовала святая Нина, и произошло чудо — мрак тут же рассеялся, а царь снова стал видеть.
Это привело к тому, что в 324 году в Грузии окончательно утвердилось христианство. Но свою миссию святая Нина еще не считала оконченной, ведь в горах Грузии еще оставались язычники. Тогда она с несколькими другими проповедниками отправилась в горы и начала распространять христианскую веру там. После этого она пришла в Кахетию и прожила там до самой смерти в 335 (или 347) году.
В память о святой Нине в Грузии ныне отмечается Нинооба, а на Руси — народный праздник Нина — обряды скотины. И, кстати, второй частью названия этот праздник обязан обычаю обихаживать домашнюю скотину. В этот день следовало почистить животных, вынести из хлева навоз, перестелить солому на полу. Было принято обращаться к скоту с ласковыми словами, угощать его овощами и свежим хлебом. В народе говорили: «На святую Нину порадуй скотину».
Разумеется, с этим днем связан ряд примет на погоду. Иней на деревьях предвещал теплую погоду, также предвестником потепления был снег в морозный день. А белые облака сулили мороз, как и появление столба солнечного света на закате. Карканье вороны поутру предвещало метель, а кукареканье петухов в морозный день спозаранку — скорое отступление холодов.