Pokemon («Покемон») – это популярная японская медиафраншиза, которую создал Сатоси Тадзири и которая включает множество компьютерных игр, анимационные сериалы, полнометражные анимационные фильмы, художественный фильм, серии манги, коллекционные карточные игры и многое другое. История франшизы началась с разработки двух игр для Game Boy от Nintendo.
Как гласит основная версия происхождения первых игр Pokemon, геймдизайнер Сатоси Тадзири из Game Freak вдохновился на их создание благодаря своему давнему увлечению коллекционированием насекомых и инновационной на тот время системой Game Boy, которая позволяла при помощи специального кабеля соединить две консоли между собой и таким образом обмениваться данными, чтобы играть совместно.
Тадзири тогда подумал, что было бы неплохо создать игру, где участники ловили бы неких существ, растили их и обменивались с друзьями, чтобы собрать полную коллекцию. Позже ему пришла в голову идея, что такие существа могли бы сражаться между собой, и команда приступила к разработке геймплея. Сначала проект хотели назвать Capsule Monsters, т. е. «Капсульные монстры», но такую торговую марку зарегистрировать не удалось, поэтому в конечном итоге игры стали называться Pocket Monsters, т. е. «Карманные монстры».
Сначала процесс разработки шел не очень хорошо, и Тадзири практически отчаялся. Однако геймдизайнер Сигэру Миямото помог финансировать проект и заодно внес предложение о том, чтобы игра вышла сразу в двух версиях. Так появились Pocket Monsters Red и Pocket Monsters Green, продажи которых стартовали в Японии 27 февраля 1996 года. Игры имели ошеломительный успех и стали продаваться затем и в Америке, Европе, Австралии.
В каждой из игр участники должны были путешествовать по вымышленному миру, собирать особых «монстров», называемых покемонами, сражаться с другими игроками и в конце-концов стать величайшими тренерами покемонов в регионе. Кроме того, целью обеих игр был сбор всех существующих покемонов и заполнение Покедекса — особой внутренней энциклопедии об этих существах.
Геймплей обеих версий был одинаковым, но в каждой из них не хватало примерно 20 покемонов для того, чтобы собрать всю коллекцию. И только с помощью того самого кабеля, который использовался для соединения консолей Game Boy, игроки с разными версиями могли обменяться друг с другом недостающими покемонами, чтобы завершить игру. Это стало «фишкой» «Покемонов».
Pocket Monsters Red и Pocket Monsters Green получили положительные отзывы и положили начало одной из самых популярных игровых франшиз в мире. Игры получили специальные издания и ремейки, на их основе было создано множество новых игр во вселенной «Покемона», а особенно широкую популярность получил аниме-сериал, повествовавший о приключениях тренера покемонов Эша и его друзей. Благодаря этому сериалу, кстати, огромнейшую известность получил покемон Пикачу: этот персонаж узнаваем, пожалуй, во всем мире и о нем имеют представление даже те, кто никогда не играл в «Покемонов», не смотрел аниме и не сходил с ума по Pokémon Go — бесплатной многопользовательской ролевой мобильной игре с дополненной реальностью, которая поставила в 2016 году на уши весь мир.
День «Покемона», отмечаемый в годовщину выпуска оригинальных игр франшизы, появился в 2016 году, в рамках празднования в The Pokémon Company 20-летия релиза Pokemon Red и Pokemon Green. По всему миру в этот день прошли различные тематические мероприятия как в онлайн-, так и в оффлайн-формате. К празднику были приурочены релизы нескольких игр первого поколения для виртуальной консоли, был выпущен различный мерч для фанатов, были проведены онлайн-встречи и конференции, демонстрации, аниме-марафон, игры и конкурсы и т. д.
В последующие годы День «Покемона» отмечался также множеством мероприятий, которые объединены под общим названием Pokemon Presents. Поклонники всегда с большим нетерпением ждут каждого Pokemon Presents и активно распространяют в социальных сетях информацию о празднике, используя хэштег #PokemonDay, чтобы повысить популярность и найти единомышленников по всему миру.