В богослужебном уставе православных церквей праздник называется Вселенской родительской субботой. Канун Пятидесятницы для такого поминального дня выбран неслучайно, ведь чудо Сошествия Духа Святого завершило домостроительство спасения человека, в котором участвуют и усопшие.
Православная церковь в Троицкую субботу призывает совершать поминовение, чтобы благодать Святого Духа очистила души усопших от грехов. В этот день живые молятся об упокоении душ усопших и о спасении их в Царстве Христовом.
В храмах на Троицкую субботу положено совершать заупокойные литургии, панихиды. Причем особенно истово поминаются те, что не успел перед смертью покаяться и не получил христианского погребения, – павшие в сражениях, пропавшие без вести, погибшие во время стихийных бедствий и катастроф. Верующие же отправляются в этот день после посещения храма на кладбища, чтобы отдать дать памяти умершим.
Несмотря на то что Троицкая суббота является православным христианским праздником, традиции поминовения усопших в этот день появились у славян задолго до принятия христианства. В древние времена люди верили, что в такой день души умерших временно покидают загробный мир и приходят в мир живых.
По древним верованиям славян, души умерших в Троицкую субботу пребывают на свежей зелени. Это породило обычай украшать в этот день могилы покойных родственников зелеными ветвями, а также украшать зеленью и дома, чтобы души усопших могли их посетить.
Еще славяне верили, что в Троицкую субботу можно общаться с душами покойных, поэтому было принято устраивать на кладбищах ритуальные трапезы. Молодежь же всю троицкую ночь по древнему обычаю жгла костры и бегала по полям с березовыми ветвями в руках, поскольку существовало поверье о том, что в Троицкую субботу русалки выходят из рек и раскачиваются на березах, а также прячутся в цветущей ржи.