Экеко — доколумбовый бог изобилия, плодородия и радости в мифологиях аборигенных народов Южных Анд (район озера Титикака). Обычно его изображают в виде невысокого, полноватого, улыбающегося мужчины с усами и зажатой в зубах сигаретой, одетого в традиционное пончо и обвешанного корзинками и мешочками, полными еды и необходимых вещей. В руках Экеко может держать денежные купюры (обычно это американские доллары). Многие боливийцы носят брелок в виде фигурки Экеко с собой на удачу.
Таков современный образ Экеко. А в эпоху андской цивилизации Тиуанако, просуществовавшей примерно с 500 по 1000 г. н. э., его представляли в виде горбуна с большим фаллосом. Каменные фигурки Экеко использовали в ритуалах, связанных с днем летнего солнцестояния, обменивая их на камни необычной формы или различные товары. По традиции, объекты для ритуала поклонения Экеко нужно было украсть или получить в подарок, потому что купить мечты нельзя.
В доколумбову эру праздник в честь Экеко отмечался в декабре (именно на этот месяц приходится день летнего солнцестояния в Южном полушарии). Уже тогда празднование включало в себя главную традицию фестиваля Аласитас — изготовление миниатюр предметов, которыми люди хотят обзавестись. Представители андской культуры тиуанако приносили их в жертву Экеко, прося его о покровительстве.
Прибывшие на материк испанские колонизаторы не одобряли местные традиции, однако в 1781 году, после окончания неудачной осады Ла-Паса индейскими повстанцами под предводительством Тупака Катари, испанский губернатор Себастьян Сегурола в честь победы разрешил восстановить традиционную ярмарку Аласитас. Однако дату ее начала перенесли на 24 января — праздник Богоматери Мира (Nuestra Senora de La Paz), святой покровительницы города.
Благодаря этому в современной версии фестиваля Аласитас переплелись древние языческие и христианские традиции. Люди со всей Боливии съезжаются в Ла-Пас, чтобы приобрести на ярмарке миниатюрные копии того, чем надеются обзавестись в следующем году: еды, одежды, техники, машин, домов и даже дипломов о высшем образовании. Фигурки благословляют в католической церкви или у традиционных шаманов — кому что ближе.
Миниатюрные фигурки приобретают как для себя, так и в подарок родственникам, друзьям и знакомым. Иногда люди обмениваются ими друг с другом в знак символической уплаты долгов.
В 2017 году ЮНЕСКО включила ритуальные путешествия в Ла-Пас во время фестиваля Аласитас в Список нематериального культурного наследия человечества (а еще раньше, в 2009 году, в этот список включили нематериальное культурное наследие аймара в Боливии, Чили и Перу, в которое входит и Аласитас).
Интересно, что в других регионах Боливии фестиваль в честь Экеко называется Кальварио и проходит в октябре, а в перуанском городе Пуно его празднуют 3 мая.