Павел Фивейский считается первым христианским монахом. Согласно житию, он родился в Египте, в городе Фивы. Он остался сиротой и был на попечении у родственника, который всячески измывался над ним и мечтал заполучить его наследство. Во время гонения на христиан при правлении императора Деция родственник задумал выдать Павла.
Однако тот узнал о коварном замысле и покинул город, поселившись в пустыне. Он нашел прибежище в пещере у подножия горы и провел в отшельничестве 91 год, питаясь только финиками и хлебом, а от холода укрываясь пальмовыми листьями.
Когда земной путь Павла подходил к концу, его посетил святой Антоний. Он оставался с Павлом до самой смерти последнего и похоронил отшельника. И хотя Павел Фивейский не основал ни одной монашеской обители, его праведная жизнь стала образцом для отшельнических монашеских обителей.
Его память чтят в католицизме, православии, в древневосточных церквях. Спустя около века после кончины святого Павла в том месте, где находилась его пещера, был возведен монастырь, названный его именем и существующий до сих пор. При этом мощи святого хранятся частично в венецианской церкви Сан-Джулиано, а частично — в Риме.
На Руси в память о святом Павле стали отмечать ежегодно Павлов день. В народе он связан с многими поверьями, приметами, обычаями. Так, этот день наши предки часто называли Днем колдунов, поскольку верили, что колдуны и колдуньи на Павла передают свои знания и умения ученикам. И люди ожидали в этот день неприятностей, ведь ученики должны были попробовать новые силы.
На Павла нужно было остерегаться сглаза и порчи, для чего предпринимались особые защитные меры. Например, нужно было чаще в этот день стучать по дереву, плевать через левое плечо.
По Павлову дню судили о предстоящей погоде. Так, если на Павла день выдался ясным, то ожидали сухого и жаркого лета, а если ветреным — ожидали холодного лета. Снег на Павлов день предвещал дождливое лето.