Святой Климент Анкирский родился в городе Анкире в 258 году. Его отец был язычником, а мать христианкой, когда родители Климента умерли, его взяла на воспитание подруга матери София, также бывшая христианкой.
Климент был воспитан в христианском духе и вместе с Софией стал помогать брошенным детям. В частности он готовил детей к принятию христианства, учил их основам христианской веры. Когда Клименту исполнилось 18 лет, он получил сан пресвитера, а в 20 лет он стал епископом Анкиры.
При гонениях на христиан во время правления императора Диоклетиана Климент Анкирский пострадал за веру: его пытались заставить отречься от христианства, но он отказался, и тогда его заключили в тюрьму и подвергли пыткам. Позже Климента передали правителю Максимиану, и тот тоже подверг святого мучениям.
После этого Климент был заключен в темницу в родном городе Анкире. Там он оказался вместе со святым мучеником Агафангелом Римлянином, которого Климент обратил в христианскую веру и который решил стать его учеником и сопутствовать Клименту во всех страдальческих подвигах.
Обоих святых по приказу местного князя Куриния снова подвергли пыткам. После смерти императора Максимиана святой Агафангел был казнен, а святого Климента некоторое время спустя смогли освободить анкирские христиане. Он отправился в пещерный храм и отслужил литургию, после чего сообщил верующим о скором окончании гонений, а также о своей близкой кончине. И действительно святой Климент вскоре был убит, когда в храм ворвались воины Анкиры.
День памяти святых Климента и Агафангела на Руси крестьяне издавна посвящали домашним заботам. Хозяева, не успевшие накануне (на Тимофея Полузимника) проверить закрома, делали это на Агафия Полухлебника. Запасов, сделанных на зиму, должна была остаться ровно половина (потому и Полухлебник).
Если к этому дню их оставалось меньше, это означало, что хозяевам придется потуже затянуть пояса. В народе говаривали: «Агафонник в закромах спины не разгибает, здоровому зерну счет ведет». Также на Агафонника проверяли посевное зерно и приводили в порядок амбары — заделывали щели в стенах и дверях.
Разумеется, с этим днем связывали ряд примет на урожай и погоду. Так, крестьяне смотрели, сколько на полях снега, и беспокоились, хватит ли его, чтобы напоить землю по окончании зимы. По этому поводу говорили: «Снег глубок — хлеб хорош».
Поведение птиц и животных в этот день также говорило о том, какая будет погода и скоро ли придет весна. Так, крики синиц поутру сулили мороз. А если белки покидали гнезда и спускались с дерева, следовало ждать оттепели.
Также погода на Агафия позволяла предугадать погоду на всю следующую зиму: считалось, погода в первую половину следующей зимы будет соответствовать погоде до полудня, а во вторую половину — погоде после полудня.