Свами Вивекананда был индийским философом веданты и йоги, общественным деятелем. Он был учеником известного реформатора индуизма, проповедника и религиозного авторитета — Рамакришны, а также основал Орден и Миссию Рамакришны.
При рождении имя Свами Вивекананды было Нарендранатх Датта. Он родился 12 января 1863 года в Калькутте, уже с раннего детства он проявлял развитый ум и острую память. А во время обучения в школе Нарендранатх показывал хорошие результаты как в разных науках, так и в спорте, а еще он организовал любительскую театральную студию и гимнастический клуб, увлекался музыкой.
По окончании школы Нарендранатх Датта поступил в Президентский колледж в Калькутте, а затем перешел в Шотландский церковный колледж, где изучал западную философию и европейскую историю. Уже тогда будущий философ интересовался вопросами религии и хотел выяснить, есть ли Бог и можно ли Его видеть.
Он присоединился к религиозному движению Брахмо-самадж, однако не нашел там ответов на свои вопросы. И тогда он узнал об учении Рамакришны из Дакшинешвара. У Рамакришны Нарендра учился 5 лет, а после его смерти в 1886 году вместе с другими учениками решил принести монашескую клятву и отречься от всего мирского.
Нарендра и ученики Рамакришны стали жить в одном из домов в районе Калькутты, и этот дом стал первым монастырем Ордена Рамакришны. В дальнейшем молодые монахи отправились в странствие по всей Индии, имея при себе лишь некоторую одежду и чаши для подаяния. Нарендра отправился в такое путешествие в 1890 году и прошел по всему Индийскому субконтиненту.
Именно во время странствований Нарендранатх Датта принял имя Свами Вивекананды. Он побывал и во дворцах махарджей, и в хижинах бедняков, и увидел, сколь сильно неравенство в обществе. Он поделился своим видением будущего Индии с молодежью Мадраса, и его друзья помогли ему отправиться в США на Всемирный парламент религий, где он в 1893 году выступил и спровоцировал рост интереса Запада к индуизму.
Одним из важнейших вкладов Свами Вивекананды в мировую философскую мысль является демонстрация того, что идеи философской системы адвайта-веданта сочетают философскую возвышенность и духовность с практичностью и общественным (и даже политическим) значением. Тем не менее, также он настаивал на отделении религии от государства.
По мнению правительства Индии, многие идеи Вивекананды — бескорыстность, вера в себя и др. — могут стать прекрасным источником вдохновения для молодежи. Именно поэтому день его рождения и был провозглашен Национальным днем молодежи.
Этот праздник отмечают преимущественно в учебных заведениях, празднование включает концерты, семинары, соревнования и другие мероприятия. Вся следующая неделя объявляется Национальной неделей молодежи, в рамках которой правительство с 1995 года организует Национальный молодежный фестиваль.