Богохульством считается непочтительное использование имени Бога или богов, а также поношение различных объектов религиозного поклонения. В христианстве, исламе и иудаизме богохульство считается грехом, а в древние времена подобные грехи приравнивались к государственным преступлениям и наказывались по всей строгости закона, чаще всего – смертью.
Постепенно богохульство из государственного преступления стало сугубо религиозным, соответственно караться оно стало не в рамках светского законодательства, а в рамках церковных правил и традиций. Тем не менее в нынешние времена в законодательстве многих стран богохульство все же относится к правонарушениям, правда, уже под термином «оскорбление религиозных чувств».
Впрочем, в ряде исламских государств богохульство до сих пор считается настолько тяжким преступлением, что карается смертной казнью, причем старинным способом — через побивание камнями. И, к примеру, в 2010 году в Пакистане подобный смертный приговор был вынесен за богохульство христианке Асие Норин.
Асию Норин приговорили к смертной казни через повешение, однако это вызвало настолько широкий международный резонанс, что дело было все же пересмотрено. Суд вынес в ее отношении оправдательный приговор 31 октября 2018 года, а защищавший Норин губернатор Пенджаба Салман Тасир, а также пакистанский министр по делам национальных меньшинств Шахбаз Бхатти, единственный христианин в местном кабинете министров, были убиты.
А в 2005 году в одной из датских газет в качестве иллюстрации к статье о свободе слова и самоцензуре 30 сентября были напечатаны карикатуры на исламского пророка Мухаммеда, в результате чего разгорелся так называемый карикатурный скандал, который привел к началу массовых агрессивных акций протеста в разных странах мира. В честь годовщины этой даты и был учрежден Международный день права на богохульство.
По мнению сторонников Дня богохульства, законы о богохульстве (оскорблении религиозных чувств, оскорблении верующих, кощунстве) не должны входить в противоречие с правом на свободу слова. Они считают, что религиозные взгляды могут быть таким же объектом критики, как и политические. Однако на практике критиковать политические взгляды можно беспрепятственно, а критика религиозных убеждений является табу в современном обществе. Задача праздника — не оскорбление религиозных людей, а борьба за право на свободу самовыражения.