Святые мученики Фотий и Аникита почитаются вместе, так как пострадали за веру в Христа в одно и то же время. Они жили во времена правления императора Диоклетиана. Аникита был благородным и знатным комитом, одним из членов сената, а Фотий приходился ему племянником.
Когда начались гонения на христиан, организованные императором Диоклетианом, во всех городах под властью Рима жителям было приказано приносить жертвы идолам, чтобы показать свое послушание воле правителя. Тех же, кто отказывался это сделать, всячески пытали и казнили.
Однажды в Никомедию (Никомидию), где жили Аникита и Фотий, Диоклетиан прибыл лично, чтобы проверить, хорошо ли исполняются его эдикты. Аникита перед императором и всем народом открыто исповедовал себя христианином и обличил языческих богов. За это Диоклетиан в гневе приказал пытать Аникиту.
Его подвергли самым разным пыткам, но он стойко переносил все страдания и чудесным образом оставался жив. Императору и его прислужникам никак не удавалось убить Аникиту и заставить его отречься от веры в Христа. Во время мучений к Аниките из толпы вышел Фотий и тоже открыто признал себя христианином, выразив готовность пострадать и умереть за свою веру.
Император тогда приказал пытать обоих. Вновь ни одна пытка не смогла причинить им вреда, и мучеников на 3 года бросили темницу. Затем святых снова стали истязать, однако опять не получилось их убить или ранить. Наконец, император приказал разжечь громадную печь и в ней сжечь не только Аникиту и Фотия, но и всех христиан, которых удастся найти.
Христиане бесстрашно сами вошли в печь и все вместе славили Господа. Аникита и Фотий пробыли живыми в печи в течение 3 часов, а затем после молитвы предали души Богу. Когда слуги императора извлекли тела святых из печи, оказалось, что они остались абсолютно нетронуты огнем.
В народе Поветенным святого Фотия называли потому, что в этот день крестьяне прибирались на поветях. Поветями назывались нежилые пристройки к деревенским домам или чердаки, где хранили корм для скота, земледельческие орудия, дровни, телеги и другие хозяйственные принадлежности. На Фотия разбирались на поветях, чтобы было куда убрать летнюю упряжь, борону, соху. В народе об этом говорили так: «Фотя Поветенный хозяину покоя не дает — на поветь зовет».
В некоторых регионах с этого дня начинались первые ранние заморозки в воздухе. Ранний иней на Фотия был предвестником хорошего урожая озимых на следующий год. Если было тепло и ясно, можно было ждать хороший урожай белых грибов. А дождливая погода в день Фоти Поветенного сулила короткое бабье лето.
Кое-где в этот день начинали сеять озимые. А в некоторых районах Белоруссии наступающую после Фотия неделю называли «червивой» и хлеб в течение этих семи дней сеять остерегались: считалось, что посеянный хлеб даст «червивую муку», из которой потом нельзя будет вывести мошек. Также к этому дню поспевала черемуха.