Слово «сэцубун» в буквальном переводе означает «разделение сезонов» (любых, не только зимы и весны), но обычно под ним подразумевают именно весенний сэцубун, также называемый риссун.
С этим праздником связан ритуал мамэмаки — изгнание демонов они. Согласно некоторым легендам, эти демоны ненавидят сою. Поэтому во время ритуала разбрасывают жареные соевые бобы. Ритуал проводят как дома, так и в синтоистских и буддистских храмах по всей стране.
Дома бобы обычно разбрасывает мужчина, который родился в год соответствующего животного по восточному календарю. Такого мужчину называют тоcиотоко. Если в определенный год в семье не оказалось тоcиотоко, бобы разбрасывает глава семьи.
Бобы бросают либо за дверь, либо в члена семьи, надевшего маску демона они. При этом принято произносить магическую фразу: «Демоны вон! Счастье в дом!». После этого дверь захлопывают.
Считается, что бобы очищают дом, отпугивая злых духов, которые приносят болезни и неудачи. Затем, чтобы привлечь удачу, нужно съесть по бобу за каждый год жизни (в некоторых регионах — по бобу за каждый год жизни плюс еще один, чтобы приманить удачу на будущий год).
Впрочем, ритуал мамэмаки все реже проводят дома — большинство людей посещают его в храмах как часть празднования Сэцубун. Священники и приглашенные гости кидают в толпу жареные соевые бобы, завернутые в золотую и серебряную фольгу, небольшие конверты с деньгами, конфеты и другие подарки.
В крупных храмах в качестве приглашенных гостей могут выступать местные знаменитости, например, актеры, эстрадные артисты, политики, борцы сумо, телеведущие, гейши и майко, а в качестве зрителей церемония собирает многие тысячи японцев и туристов.
Стоит отметить, что празднование Сэцубуна сопровождается в храмах не только церемонией мамэтаки, но также и танцами, выступлениями музыкантов и, конечно же, традиционной ярмаркой, где можно купить сувениры и различные товары народного промысла.
Еще интересно отметить, что в честь праздника Сэцубун нередко особые мероприятия устраиваются еще и в школах. Например, некоторые ученики могут на праздник надевать маски злых духов, а остальные могут пытаться их «изгнать», бросая жареные бобы. Действо происходит с детской непосредственностью и искренним весельем.