Братья Борис и Глеб были первыми русскими святыми, канонизированными православной церковью. Их почитают в лике святых мучеников-страстотерпцев. Также братьев почитают как защитников земли русской и небесных помощников всех русских князей.
Борис и Глеб были князьями Ростова и Мурома, соответственно. Они приходились младшими братьями Святополку Окаянному и Ярославу Мудрому. Когда князь Владимир Святославович умер, между его сыновьями началась борьба за власть. Бориса весть о смерти отца застала, когда он с дружиной был в походе против печенегов: дружина предлагала идти на Киев и отвоевать престол у занявшего его Святополка, однако Борис отказался нарушать святость родовых уз и отверг такое предложение.
Дружина тогда покинула князя, и Борис с сыновьями остался беззащитным. Подосланные Святополком убийцы закололи спящего Бориса копьями, а когда выяснилось, что тот остался жив, то поразили его сердце мечом. Тем временем Святополк позвал в Киев Глеба, намереваясь убить и его, поскольку опасался мести.
Когда Глеб остановился на пути в Киев возле Смоленска, Ярослав, четвертый сын Владимира, известил Глеба о смерти отца, занятии Киева Святополком и убийстве Бориса, а также просил не ездить в Киев. Однако молодой князь не успел что-либо изменить: когда он молился об отце и брате, на него напали посланные Святополком люди. Глеба по приказу Горясера, возглавлявшего убийц, зарезал его же повар.
Начало почитания братьев-князей Бориса и Глеба как святых приходится, по разным данным, на 1020, 1021 или 1072 год. Считается, что почитать их сразу начали на общецерковном уровне, при этом братья были канонизированы как страстотерпцы — в знак того, что мученическую смерть они приняли не от противников христианской веры, а от единоверцев, и мученический подвиг их состоял в смирении, беззлобии и непротивлении врагам.
В честь святых Бориса и Глеба ныне в церкви установлено несколько дней памяти. Память 6 августа (24 июля по старому стилю) отмечается в богослужебном календаре особенно торжественно — он входит в число главных после двунадесятых праздников.
Народная молва связала летний день памяти Бориса и Глеба с пожарами на лугах и полях. Из-за этого день Бориса и Глеба называют даже Паликопной и считалось издавна в народе, что выходить на Паликопну в поле нельзя. Зато в этот день можно было заниматься сбором ягод черемухи, из которых получалось чудесное варенье на зиму.