Святитель Леонтий Ростовский, по некоторым сведениям, был греком родом из Константинополя. Он был крещен еще в младенчестве, имел хорошее образование, был начитан. С молодых лет он имел желание вести иноческую жизнь. В Константинополе он принял постриг.
После этого он прибыл в Печерскую обитель, где предстоятелем был тогда преподобный Антоний. Оттуда он был призван в Ростов, где был рукоположен во епископа «как первый престольник» из иноков печерских.
В Ростове в то время было мало христиан, и Леонтия в качестве епископа здесь встретили поначалу настороженной и с неприязнью. Тогда Леонтий первым делом занялся просветительской деятельностью и составил поучение для священнослужителей, в котором подчеркивалась важность священства, рассказывалось о покаянии, епитимии, крещении, единобожии и др.
Также Леонтий стал проповедовать христианство жившим в городе язычникам, но встретил сначала глухое, а затем и открытое сопротивление, после чего даже был изгнан из Ростова. Леонтий поселился близ небольшого ручья, построил деревянную церковь и продолжил проповедовать христианскую веру, а также проводил время в посте и молитвах.
Через какое-то время Леонтий вновь поселился в городе и стал с еще большим усердием проповедовать христианство, крестил многих и детей, и взрослых. За это местные язычники решили убить его и однажды пришли к собору с оружием в руках и требованием выдать Леонтия.
Леонтий в ответ на это облачился в священные одежды и вместе со священниками и диаконами вышел к толпе. Язычники были поражены мужеством святителя и светом, что исходил от его лица, и попадали к ногам Леонтия, словно мертвые. Тогда святитель помолился Господу и исцелил язычников, после чего те приняли крещение и стали исповедовать христианскую веру.
О том, как закончился земной путь Леонтия, сведения расходятся. Одни источники утверждают, что он умер мирно, другие — что его убили язычники. Однако известно, что мощи его были обретены нетленными, и в день обретения мощей решено было совершать память Леонтия — 23 мая (по старому стилю).
Народ прозвал Леонтия (Левона) Огуречником и Конопляником — в связи с тем, что именно эти культуры обычно сажали в его день. На Левона народ особым образом готовил семена к посадке, чтобы те дали богатый урожай. Так, к примеру, полагалось в семена положить пасхальное яйцо, а во время посева скорлупу этого яйца разбрасывали по полю.