В конце III века население малоазийского города Кизика было в основном языческим. Из разных городов в него пришли девять христиан, которые начали проповедовать свою религию. Их арестовали, привели в суд и подвергли различным пыткам. Однако они не согласились отказаться от Христа и принести жертвы языческим богам. Из-за их упорства мучеников обезглавили, а тела погребли за городом.
В период правления римского императора Константина Великого в честь девяти мучеников Кизических был построен храм, куда перенесли их мощи. Они стали считаться чудотворными: в житиях сообщается, что благодаря мощам исцелился однажды расслабленный, которого положили на гробницу святых, а также исцелился заболевший дизентерией житель Кизика.
В результате святых мучеников Кизических прозвали целителями и день девяти мучеников считался в народе также днем целителей. На девять мучеников произносили специальный заговор, который должен был помочь от девяти напастей. Существовал и иной обычай. Нужно было в полдень выйти на дорогу и подставить лицо теплому ветру. По народному поверью, после этого должно было прибавиться здоровья на весь следующий год.
Также в народе мучеников Кизических считали толкователями сновидений. В этот день в разгаре была страда, но мысли крестьян были заняты не только трудом, но и сохранением душевного здоровья. Поэтому они старались особенно тщательно соблюдать родовые обычаи. Так, пахоту и сев начинали только с советами и молитвами стариков.