Память святых Прокопия Устюжского и Прокопия Кесарийского совершается в один и тот же день, но более известен, как правило, Прокопий Кесарийский, который почитается и в православной, и в католической церкви, в то время как Прокопий Устюжский почитается только в Русской православной церкви.
Прокопий Кесарийский почитается в лике великомучеников, согласно житию, он появился на свет в Иерусалиме и был родом из знатной римской семьи. Его отец был христианином, но он умер, когда Прокопий был еще мал, поэтому мальчика воспитала мать, которая была язычницей.
Прокопий поступил на военную службу и достиг хорошего положения, в 303 году император Диоклетиан сделал его проконсулом в Александрии и дал поручение преследовать христиан. Но когда тот отправился исполнять императорский указ, около сирийского города Апамея ему явился Иисус Христос, и Прокопий обратился в христианство.
Он стал бороться с язычниками, об этом узнала его мать и подала на имя императора жалобу. Прокопия вызвали к прокуратору Иудеи и вручили требование императора поклониться языческим богам, но он разорвал послание, что было расценено как оскорбление. Прокопия арестовали и отправили в Кесарию Палестинскую, после чего подвергли пыткам.
Прокопий стойко выдержал все истязания и тем самым обратил в христианскую веру множество горожан, включая и свою мать. В конце-концов его обезглавили, а его тело христиане тайно похоронили с почестями.
В народном календаре день памяти святого Прокопия был очень важен для крестьян. В этот день делался первый торжественный зажин яровых и отмечался праздник первого снопа. Начинались самые жаркие летние дни, скошенное сено собирали в валы, валы — в копны, а копны — в зароды.
На Казанскую обычно начинала поспевать черника, а это было сигналом того, что поспела и рожь. Еще одним признаком созревания ржаной нивы были поспевшие стручки акации. Перед тем как начать жать рожь, заказывали молебны праведному Прокопию. На зажинки брали с собой еду — хлеб, соль, яйца. Нажав всем миром девять снопов (бабку), садились за трапезу, причем ели прямо на жнивной полосе.
Также на Прокопия работали в огороде — пололи грядки и вырывали корневые овощи. В некоторых регионах старались на Казанскую не возить сено, по этому поводу даже существовала поговорка: «Будешь возить сено на Казанскую, то гумно до другой Казанской не достоит» (в сено ударит молния и спалит).
В селах и деревнях, где Казанская была престольным (храмовым) праздником, отмечали день летней Казанской особенно широко и торжественно. Молодежь устраивала гулянья, которые могли длиться несколько дней.